Регистрация    Войти
Авторизация
» » Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Категория: Это интересно
Что же это на самом деле? Какую аппаратуру и записи можно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых поколений “рожденных в СССР”© данный термин ошибочно ассоциируется с отцовскими усилителями “Вега” или “Прибой” и колонками S-90. В сознании детей 90-х прочно укоренились заблуждения в виде бум-боксов и сотен различных музыкальных центров всех форм и размеров, наводнивших просторы когда-то Великого и Нерушимого подобно цунами. Для поколения нулевых это ПК с установленных WinAmp-ом и кучей MP3-файлов непонятного качества. Почему все это не является Hi-Fi? Стартуем новый цикл статей, отвечающих на эти вопросы. И начнем, как всегда, с истории вопроса

От лампы к транзистору
Ни для кого не секрет, что сам термин является сокращением от High Fidelity. И обозначает ничто иное, как Высокую Достоверность. То есть записи музыкальных произведений и аппаратуру для их воспроизведения, позволяющие получать результат, максимально приближенный к оригиналу. То есть в идеальном случае вы не должны при слепом тестировании отличить “живое” выступление исполнителя от воспроизводимой записи. Это и есть та заветная цель, которая двигала и продолжает двигать техническую сторону аудио-индустрии вперед.
Сменялись методы звукозаписи и инструменты постобработки, сменялись носители записей и аппаратура для воспроизведения. Но цель до определенных пор оставалсь неизменной. Так было ровно до того момента, пока в 60-е годы, на волне рок-н-ролла, битло- и роллинго-мании, на заре зарождения современной популярной музыки (такой, какой мы ее знаем до сих пор), основные игроки рынка не решили делать все для максимальной экономической доступности музыки широким массам. Фактически спрос начал формировать предложение. И законы рынка окончательно воцарились на ранее подчиненном исключительно энтузиастам поприще.
Дорогой читатель, бро, не пойми меня неправильно. Да, до этого были патифоны, относительно дешевые радиолы и шеллаковые пластинки. Был некий рынок относительно дешевого “популярного” аудио. Но никому из воротил рынка не приходило в голову лепить на это ярлыки Hi-Fi. И это явное, очевидное для потребителя разграничение сохранялось до описанного мною периода. Потребители с достатком ниже среднего могли себе позволить только нечто дешевое и не слишком качественное. Но они и понимали это! Настойщий Hi-Fi был уделом представителей среднего класса и выше. Просто потому, что себестоимость Hi-Fi-аппаратуры никогда не могла (и до сих пор не может) быть низкой.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории


“Сэкономил – значит заработал” ©

Но истерия вокруг рок-н-ролла, бурные 60-е, хиппи, Джими Хендрикс, Битлы, Роллинги, Розовый Флойд, изобретение транзистора – все это породило невиданный доселе спрос на звукозаписи и аппаратуру для их воспроизведения. И как результат – технические возможности для его удовлетворения с очень низкой себестоимостью. Транзисторные радиоприемники, усилители, магнитофоны – все это в разы дешевле в изготовлении, чем ламповая аппаратура. Да, эксплуатационные характеристики у транзисторных/герконных/мосфетных агрегатов лучше. С этим тоже никто не будет спорить. Но по качеству звука… Тут есть вопросы без однозначных ответов.
Компактная кассета. Такой fail, что аж win
Аппаратура для воспроизведения – не единственное, что требовало перевода на рельсы массовости и максимальной дешевизны в изготовлении. Носители звукозаписей также требовали перемен для удовлетворения все возрастающего спроса. Именно удовлетворение спроса на компактный, максимально дешевый и не требующий дорогостоящей аппаратуры для воспроизведения носитель привело в 70-е годы к смене господствующего в массовой культуре формата с винила на компактные кассеты. До этого момента магнитная лента и “бобинные” мангитофоны на самом деле являлись, скорее, уделом звукозаписывающих компаний, нежели потребительским форматом.
И все на первый взгляд было неплохо. Но… Дешевые компактные кассеты (существовали и дорогие, в разы более качественные) обладали тем, что на сегодняшний день принято называть “фатальным недостатком” ©. А точнее, этих недостатков было несколько:
размагничивание. Магнитный носитель, увы, не слишком надежен и долговечен. Опасность может подстерегать на каждом углу. Потому назвать кассету более надежным, чем винил, носителем нельзя;
механика и наличие огромного количества подвижных частей, подвергающихся износу. Стертые ролики, растягивающаяся со временем лента. Вездесущая пыль, вычистить которую (в отличие от винила) практически невозможно. Аппаратура, требующая отнють не меньшего, чем у виниловых проигрывателей, количества подвижных частей и элементов;

Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

перемотка. В отличие от секундного действия с установкой иглы звукоснимателя на виниле в нужное место, слушателю приходилось перематывать кассету. Тратить время. Это банально неудобно. Всевозможные технические ухищрения, на которые пошли японские производители, частично решали проблему, но вели к серьезному росту себестоимости аппаратуры;

реверс. необходимость переставлять кассету на другую сторону. Да, изобретение магнитофонов с автореверсом эту проблему решило. Но стоимость такой аппаратуры, как и ее сложность, заметно возрасли.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Не все инновации одинаково полезны
К концу 70-х все уже прекрасно поняли, что адекватной замены винилу из кассет не получилось. Да, получилось немного дешевле. Но вот с качеством звучания, эксплуатационными характеристиками и удобством использования были серьезные проблемы. Цель-максимум – получение единого формата носителя как для ценителей Hi-Fi, так и для массового рынка – достигнута не была. Винил продолжал оставаться основным форматом в Hi-Fi-системах для домашнего прослушивания. Его качество звучания, удобство в эксплуатации и надежность при должном уходе позволяли серьезным меломанам тех лет даже и не помышлять о переходе на что-то другое. Но была единственная проблема, побороть которую с учетом особенностей формата невозможно. Эта проблема – механический износ пластинок. Игла звукоснимателя оказывает на дорожки механическое воздействие при каждом прослушивании. Это – основной принцип считывания записи. Суть винила. И обратная сторона медали приводит к тому, что при каждом последующем прослушивании качество звука немного ухудшается. Дорожки деградируют от механического воздействия. И из композиций пропадают столь важные и любимые меломанами детали. Для отслеживания этого процесса была изобретена и стандартизирована целая шкала состояний виниловых пластинок. Но это совсем другая история.
CD и цифровая революция
Фактический провал компактных кассет, крупные габариты и деградация винилов при эксплуатации – все это висело над индустрией звукозаписи дамокловым мечем. Мечта о едином формате как для искушенных и состоятельных меломанов, так и для не слишком богатых потребителей оставалась мечтой. Но прогресс не стоял на месте. Постепенная компьютеризация всего, что только можно компьютеризировать, и гений японских инженеров привели к тому, что принято считать началом цифровой революции в аудио. К появлению DAT-магнитофонов. Этот гибрид магнитной ленты и цифрового формата записи дал доселе полностью аналоговой отрасли второе дыхание. Возможности компьютерной постобработки развязали руки звукорежиссерам. Сократили время и снизили затраты на создание тех или иных эффектов. Расширили их номенклатуру. Позволили быстро создавать то, что мы сейчас называем миксами. Таким образом себестоимость доведения трека от состояния изначальных студийных или концертных записей до завершенного произведения, пригодного для записи на носитель, снизилась многократно. Качество же при этом не только не снизилось, но в некоторых случаях даже возрасло. А раз в студиях звукозаписи стали применяться цифровые носители и форматы, то и путь дальнейшего развития для конечного слушателя также был предрешен. Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось рождением CD.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Казалось бы, этот формат сам по себе лишен всех недостатков своих предшественников. Он не подвергается механическому воздействию при воспроизведении. Он компактен. То есть возможно как домашнее, так и портативное его применение. Никакого реверса или перемотки. Практически исчезла необходимость в уходе. Качество записи не должно ничем уступать винилу… Но увы, время расставило все на свои места.
Краеугольным камнем стала аппаратура для воспроизведения. Пионер CD-проигрывателей, компания Philips, в начале 80-х годов выпустила свои версии такой техники. И так уж случилось, что им суждено было стать легендами. Но обо всем по порядку. Давайте для начала разберемся, что является наиболее важными компонентами такого проигрывателя:
механика и считывающая головка. То, что принято называть “транспортом”. Чем качественнее и долговечнее данная составляющая, тем лучше;
ЦАП. Увы, чистых “транспортов”, без встроенного перекодирования цифрового потока в аналоговый сигнал, даже на заре существования формата было крайне мало. Ведь для конечного массового потребителя важна простота применения. Необходимость покупки дополнительного внешнего ЦАП-а нелегко пояснить даже сейчас. Тогда же это сделать было еще труднее.
От качества этих двух частей зависит конечный результат. Philips же, выпуская первые в мире проигрыватели CD, поставил своим инженерам задачу – обеспечить звук, максимально приближенный по качеству к винилу. Сама задача была обусловлена необходимостью пояснить серьезным меломанам и аудиофилам тех лет необходимость перехода на CD. То есть, что называется, показать товар лицом. Таким образом, ни о каких компромиссах в плане качества компонентов и удешевления схемотехники и речи быть не могло. В прогрователи моделей 101 и 303 устанавливали самые лучшие на тот момент ЦАП-ы и абсолютно неубиваемую механику. Такой “золотой стандарт” сделал свое дело. Формат прижился. Как в массовой культуре, так и в Hi-Fi-среде.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Вечная классика
Но праздник не может длиться вечно. И вслед за бесчилсенными лицензионными копиями 101 и 303-х проигрователей производители начали выпускать гараздо более дешевые в изготовлении и доступные конечному пользователю решения. Закономерно, качество “транспорта”, ЦАП-ов и общей схемотехники снижалось. И тут началось самое интересное.
Война за сознание потребителя. Обман под названием CD quality
Осуществив, как им казалось, мечту единого формата аудиозаписей на рынке, производители начали кампанию по размыванию в сознании покупателя границы между Hi-Fi и обычной, бюджетной аппаратурой. Catch был в том, что CD завоевал к середине 80-х место под солнцем даже в глазах серьезных аудиофилов-винильщиков. Заставив их как минимум признать равенство форматов. Но сделано это было исключительно за счет бескомпромиссно качественной аппаратуры. Вот только покупателям об этом говорить совершенно не обязательно.
А что же важно для покупателя? Формат удобен в эксплуатации, лишен недостатков предшественников, а качество звучания признано на тот момент уже всеми ведущими аудио-изданиями и экспертами. Всё! На этом уже можно делать успешную рекламную кампанию. Продвигая проигрователи CD по все более и более низким ценам. Задавать вопросы о том, за счет чего снижена цена, будут единицы. Остальные же примут это как удешевление Hi-Fi. Но увы, в данном случае мы имеем дело с классическим примером подмены понятий.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории


Калосая CD-плеела! Осеня калосай! Недолага!
На самом деле по миру миллиардными тиражами расходились уже не бескомпромиссные творения аудио-инженеров, но сверхдешевые устройства, способные хоть как-то считать и преобразовать в аналоговый сигнал записи на CD. А к Hi-Fi это, как мы с вами понимаем, уже не имеет никакого отношения.
Действительно качественные и сравнимые со 101 и 303 аппараты продолжали появляться. Но стоили они уже баснословных денег и становились уделом единиц энтузиастов, понимающих настояще положение дел. Так свормировался небольшой и закрытый от масс рынок современного Hi-Fi. И была достигнута основная цель – окончательно размыть в головах абсолютного большинства потребителей грань между Hi-Fi аппаратурой/звучанием и аудио-ширпотребом. Сформировав таким образом обоснованный и устойчивый спрос на дешевую технику и максимально широкой аудиотрии. Одним из основных рекламных средств новой эпохи стал придуманный маркетологами термин “CD quality”. Затея по отождествлению качества звучания CD-записей, обеспечиваемого проигрывателями  класса 101/303, с тем, что выдавали бюджетные поделки, увенчалась оглушительным успехом.
И вот уже миллиарды потребителей сметали с полок как стационарные плееры, так и портативные Disсman-ы. А у автопроизводителей появился законный повод включить CD-плеер в перечень дополнительных опций для новых моделей авто.
Так в головах абсолютного большинства жителей планеты термин Hi-Fi утратил свое значение и смысл. Появилось ложное суждение – раз на этом стоит маркировка CD quality, то это уже Hi-Fi. Эту заветную словесную конструкцию можно встретить и сегодня! В первую очередь на упаковках огромного множества Bluetooth-гарнитур без поддержки aptX и прочем аудио-ширпотребе. И сегодня, равно как и во второй половине 80-х годов, эта фраза является 100% обманом в подавляющем большинстве случаев.
Современные форматы и продолжение обмана
Время шло. Технологии и всеобщая компьютеризация привели к тому, что появились цифровые форматы хранения аудиозаписей, не требующие привычных носителей. На смену CD пришла эра MP3. iPod и прочие портативные плееры, обширные аудиотеки на ПК – все это её узнаваемые атрибуты. Но одно оставалось неизменным. Вы угадали! То самое волшебное словосочетание “CD quality”. Это самое магическое качество нам обещали авторы формата AAC – та самая “какая-то фруктовая компания”©. Об этом же гордо сообщали диски с MP3 128 Kbps. Киевляне наверняка помнят их россыпи на рынке “Петровка” в первой половине нулевых. Словосочетание все еще работало. А в набирающем обороты Internet-е десятками появлялись и появляются по сей день статьи, рассказывающие нам с вами о том, что услышать разницу между MP3 128 и CD можно только на “аппаратуре за много-много тысяч $”. Как только неправдивость этого утверждения стала очевидной, публикации уступили место “MP3 320 vs CD”. Суть осталась той же. Фактически звукозаписывающие компании были заинтересованы в сохранении CD-формата в статусе фактического золотого стандарта качества. И продвижении заведомо ущербных форматов с пережатием (потеря качества) за счет успешного сопоставления их с CD. Пережатые форматы – наследие ограниченного дискового пространства и малого объема накопителей портативных устройств. Выходцы из тех времен, когда свободное место на жестком диске было на вес золота, а карта памяти объемом 512 МБ была роскошью.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории


172 Kbps. CD quality. “Не, ну а чё?”©
То есть из той самой первой половины нулевых. С тех пор утекло немало воды. Прогресс не стоял на месте. Винчестеры объемом в несколько десятков ГБ уступили место многотерабайтным. Современные карты памяти дадут фору иному HDD образца 2005 года. А пропускная способность современных сетей уже не является ограничивающим фактором для стриминга качественного аудио. Казалось бы, ограничений нет. Но иннерционность рынка столь велика, что маркетинговый миф о CD quality и пережатые форматы будут существовать еще очень долго. а потребитель будет и дальше благодарно принимать Google Music с контентом MP3 320. Ведь зачем больше, если и это способно обеспечить то самое вожделенное CD quality. В этих ваших интернетах же написано…
Тем временем in Soviet Union…
Как и во всем на просторах нашей необъятной некогда Родины, в аудио-индустрии СССР наблюдалось нехилое такое отставание. На пару-тройку десятилетий. Аппаратура зачастую являлась если не полными, то весьма близкими к таковым копиями прототипов из стран “загнивающего Запада”. Технические решения “тлетворного” копировались с существенным отставанием, потому как требовали каждый раз чуть ли не полной перестройки целых отраслей производства. В итоге советские винилы великой и ужасной фирмы “Мелодия” не являлись не то что Hi-Fi-ем, но дотягивали в лучшем случае до уровня 40-х годов. Конструктивные решения воспроизводящей аппаратуры были, скажем так, далеки от лучших образцов. Более того, как минимум до середины 70-х годов вовсю применялись некоторые производственные ноу-хау и даже станки(!), вывезенные из Германии в 40-е годы в качестве послевоенных репараций! Но и в этом мрачном царстве вечного “догонялова и перегонялова Запада” за очередную пятилетку были и свои лучики света. Их, правда, можно пересчитать по пальцам  максимум двух рук, но они были. Бумажные динамики КИНАП, конденсаторы “бумага в масле”, “Эстония стерео”, S-90 после доработок и некоторые другие вещи действительно давали избранным гражданам Нерушимого возможность прикоснуться к качественному звуку.
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории


Да-да, я Hi-Fi! А ну в глаза гипножабе смотри, я сказал!
Однако следует признать очевидное – 99% советской аудио-аппаратуры, не говоря уже о записях, являются откровенным трешем. И обращать внимание на шильдики Hi-Fi, встречающиеся на устройствах эпохи Перестройки, не нужно.
Лучик света в темном царстве
Несмотря ни на что, Hi-Fi в современном мире продолжает развиваться. Приняв форму lossless-форматов (FLAC и его собратья) и опираясь на качественную аппаратуру, спроектированную с соблюдением баланса себестоимости и качества звучания. Таким образом, вооружившись необходимыми знаниями и опытом, собрать достойную домашнюю Hi-Fi-систему можно за ~$1K. Включая все необходимые компоненты. Да, это не будет Hi-End-ом. Но для прослушивания lossless-форматов уровня 16/44.1, то есть для настоящего CD-качества, этого вполне хватит! Но об этом в следующих частях цикла.
Промежуточные итоги
Непонимание современным обывателем разницы между Hi-Fi и простым аудио – наследие “заботливой” информационной и маркетинговой политики лидеров индустрии звукозаписи. Равно как и производителей аппаратуры, гоняющихся за массовым неснижающимся спросом. Ситуация доведена до абсурда. Чистое воспроизведение какой-либо композиции без шумов и с задействованием всех частотных полос уже является в сознании  большинства достаточным признаком Hi-Fi. Но увы, Hi-Fi – это не просто комфортный звук. Это не то, что может выдать заботливо проданная вам консультантом в магазине Bluetooth-колоночка для вашего смартфона. Это то, как произведение звучит вживую. Это дотоверный, естественный и ничем не приукрашенный звук. То, какой музыку задумывал и сыграл ее автор/исполнитель. Да, этот уровень стоит доступных многим из нас, хоть и не сверхбольших, денег. Но услышав хоть раз настоящий Hi-Fi, понижать планку уже не хочется. В следующей части мы поговорим о том, как на сегодняшний день создать систему для домашнего воспроизведения музыки в настоящем CD-качестве. До скорого!
Теги: Auddiolab
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: